Перейти к содержимому
Главная страница » Новости. Проверка контрагента » Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица

Причины реорганизации могут быть разными: от усиления позиций на рынке до решения разногласий между собственниками. Итог один — компания перестает существовать в прежнем виде, а ее права и обязанности переходят другим юрлицам.

Что такое реорганизация

Реорганизация — процесс возникновения новых компаний или прекращения работы прежних, при котором права и обязанности переходят от одних юрлиц к другим. Правопредшественниками называют организации, передающие свои права и обязанности другим фирмам. А правопреемниками — тех, кто эти права принимает.

Особенность реорганизации в том, что права и обязанности прежних организаций не исчезают вместе с ними, а передаются другим фирмам, которые продолжают работать. Так, при реорганизации всегда присутствует правопреемство. Это и отличает ее от процедур закрытия или открытия юрлиц.

Суть реорганизации юридического лица

Компания может прекратить свою деятельность путем реорганизации или ликвидации. Подробнее о последней мы рассказывали в статье. В обоих случаях организация перестает существовать. Но если при ликвидации права и обязанности полностью прекращаются, при реорганизации они переходят к юрлицам, которые появились в ходе процесса.

Что является основанием для реорганизации юридического лица

Обычно решение о реорганизации принимают владельцы компании. Фирмы могут объединиться для усиления позиций на рынке, или наоборот, чтоб разделить активы между собственниками.

Однако решение о реорганизации не всегда зависит только от желания руководителя. Если у ООО больше 50 участников, по закону нужно преобразовать фирму в АО или производственный кооператив.

Также антимонопольные органы могут обратиться в суд для принудительного разделения или выделения компании, если она ведет монополистическую деятельность.

Формы реорганизации юрлица

Реорганизация может осуществляться в пяти формах. Они перечислены в ст. 57 ГК РФ. В таблице коротко описали, в чем суть каждого из способов реорганизации.

Форма реорганизацииКак проходит
СлияниеНескольких организаций объединяются в одно новое юрлицо. При этом их самостоятельное существование прекращается.
РазделениеКомпания перестает существовать и разделяется на несколько новых юрлиц. Все права и обязанности переходят от прежней компании к появившимся организациям.
Присоединение Несколько юрлиц присоединяются к уже существующей компании. При этом организации прекращают самостоятельную деятельность, их права и обязанности переходят к правопреемнику.
ВыделениеЧасть существующей компании становится новой самостоятельной организацией. При этом реорганизуемое юрлицо продолжает работать, а часть его прав и обязанностей переходит к новому.
ПреобразованиеМеняется организационно-правовая форма действующей компании. Например, МУП может стать акционерным обществом, АО — ООО. При преобразовании компания перестает существовать в старой форме и становится новым юрлицом.

Возможны два варианта комбинированной реорганизации, при которой последовательно применяются сразу несколько способов.

Представим: АО «Пионы» — крупная компания с 51 участниками. Ее владельцы решили преобразовать компанию в ООО и выделить ООО «Синие пионы». Такая реорганизация оформляется одним решением и считается совмещенной.

Другой пример. АО «Ромашка» и ООО «Незабудки» решают объединить свои возможности. При реорганизации первая фирма преобразуется в ООО, и вместе со второй путем слияния они образуют ООО «Ромашка и Назабудка». Такая реорганизация называется смешанной.

Слияние

При слиянии несколько юрлиц прекращают самостоятельную работу и объединяются в новую компанию. Цель — сложить возможности разных фирм. При этом созданное юрлицо получает все права и обязанности, принадлежащие бывшим компаниям. Фирмы обычно объединяются для устранения ненужной конкуренции, укрепления рыночных позиций, сложения бюджетов. Слияние учреждений происходит для усиления рейтинга, увеличения возможностей для финансирования и экономии бюджета.

Часто реорганизацию в форме слияния путают с кластерным объединением. Действительно, их цель — это сложение потенциала нескольких компаний. Но во втором случае каждая фирма продолжает существовать, действует в рамках объединения и сотрудничает с другими участниками. 

Разделение

В разделении всегда участвует одно юрлицо, а в результате появляются несколько новых компаний. Первоначальное юрлицо прекращает существовать. Мотивом такой реорганизации может быть желание большей независимости в управленческих вопросах, концентрация на собственной реализации или противоречия между руководством.

Выделение

Как и в разделении, в результате такой реорганизации из одного юрлица образуется несколько новых. Отличие в том, что один из участников процесса остается тем же юрлицом, каким был в начале.

Обычно такая реорганизация проводится ради организационной или налоговой оптимизации. В первом случае компания может выделить наиболее преуспевающий отдел и сделать его самостоятельной единицей. Это упрощает контроль финансов, расчет себестоимости и затраты на продукт. Для налоговой оптимизации компания может перевести проблемное подразделение на УСН.

Отдельно стоит остановиться на налоговой оптимизации. Если выделить из компании несколько мелких фирм, они смогут воспользоваться привилегиями малого и среднего бизнеса и существенно экономить на налогах. Поэтому ФНС может заподозрить их в применении незаконной схемы дробления бизнеса для получения выгоды. 

Юридических лиц стало больше — как распределить между ними все права и обязанности? При реорганизации по формам разделения и выделения обязательно нужно составить передаточный акт. В нем уточняются вопросы правопреемства.
 
Отделение можно реализовать еще одним способом — зарегистрировать новую дочернюю компанию и передать ее имущество как вклад в уставный капитал. Но у реорганизации все же есть свои преимущества: правопредшественник при передаче имущества новому юрлицу чаще всего не должен восстанавливать НДС. В то время как при создании дочерней компании эта процедура обязательна. 

Присоединение

Эта форма реорганизации во многом схожа со слиянием, но при присоединении правопреемником становится организация, ранее существовавшая. К ней переходят все права и обязанности объединившихся компаний. Мотивом присоединения может быть намерение спасти фирму, испытывающую трудности, благодаря ее вхождению в более крупную и устойчивую компанию.

Однако слияние или присоединение крупных компаний в некоторых случаях может нанести вред экономике страны. Дело в том, что при таком объединении возникнет угроза излишней монополизации. В ст. 27 135-ФЗ перечислены условия, при которых участники реорганизации должны получить разрешение ФАС на слияние или присоединение. 

Присоединение также применяется как одна из форм «альтернативной ликвидации». Техническая компания поглощает ранее существующие фирмы. Вместе с тем взыскать долги с такого правопреемника на практике оказывается почти невозможно. 

Преобразование

По итогам преобразования компания меняет ИНН и свою организационно-правовую форму (ОПФ). Прежнее юрлицо прекращает существовать, а новое возникает не как вновь созданное, а именно в результате преобразования. Чаще всего для работников такой компании ничего кардинально не меняется, трудовой договор остается прежним.

Реорганизацию юрлица в форме преобразования можно проводить не во всех случаях. Например, нельзя преобразовать АО или ООО в некоммерческие или унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

Не все изменения ОПФ считаются реорганизацией. Например, к ней не относятся: 

  • изменение типа государственного или муниципального учреждения (п. 1 ст. 17.1 83-ФЗ);
  • изменение вида унитарного предприятия (п. 4 ст. 29 161-ФЗ);
  • изменения названий в соответствии с изменениями в ГК (из ЗАО в АО, из ОАО в ПАО).

Так как в преобразовании участвует только одна сторона, с передачей прав и обязанностей проблем не возникает. Они чаще всего сохраняются и после реорганизации, могут измениться лишь взаимоотношения организации с ее учредителями или участниками.

Владельцы бизнеса преобразуют организацию, если хотят изменить отношения к собственности. Например, переход от АО в ООО может сократить издержки на содержание, а обратное преобразование — привлечь новых акционеров и расширить количество владельцев.

Порядок реорганизации: инструкция

Реорганизация юрлица — довольно продолжительный процесс. Важно подготовиться к нему: собрать документы, оценить финансовое положение компании и ее перспективы. Реорганизация может занять от нескольких месяцев до года. В пошаговой инструкции разобрали, что делать на каждом этапе.

1. Оформление решения о реорганизации
Решение о реорганизации обычно принимают на собрании учредителей компании. Его могут организовать гендиректор, совет директоров или участник с долей более 1/10. На собрании определяют форму реорганизации, вносят решение в протокол, составляют план и устанавливают сроки. Если у юрлица один учредитель, он принимает решение единолично.

2. Уведомление регистрирующего органа
Заполните уведомление по форме Р12003 и отправьте его в налоговую в течение трех рабочих дней после принятия решения. Приложите решение о реорганизации. Вы можете подать документы в бумажном или электронном виде.

Если решение о реорганизации приняли несколько юрлиц, уведомление направляет лишь один: кто принял его последним или кто специально определен для этого.

3. Письменное уведомление известных кредиторов (кроме преобразования)
Отправьте письменное уведомление о реорганизации всем кредиторам. Сделать это нужно в течение пяти дней после подачи заявления в налоговую. При преобразовании, когда права кредиторов пострадать не могут, это делать необязательно.

4. Внесение сообщения о реорганизации в ЕГРЮЛ
Если налоговая одобрит заявление, то в течение трех дней она внесет запись в ЕГРЮЛ о том, что юрлица находятся в процессе реорганизации.

5. Публикация уведомления о реорганизации в СМИ (кроме преобразования)
Опубликуйте от имени всех участников реорганизации уведомление в «Вестнике государственной регистрации» — и повторите публикацию через месяц. Одна из целей публикации — оповещение кредиторов, поэтому при преобразовании она не нужна.

6. Публикация на Федресурсе
Информацию о том, что организация находится в процессе реорганизации, также опубликуйте на Федресурсе.
 
7. Подача документов в налоговую для завершения реорганизации
После того как прошло 30 дней с даты второй публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации» и три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации подготовьте пакет документов и подайте их в налоговую.

Комплект документов, которые понадобятся для завершения реорганизации:

Вы можете представить документы лично в инспекцию, подать онлайн, направить почтой с описью вложения.

Когда реорганизацию считать завершенной

Если все появившиеся организации зарегистрировались в налоговой, а изменения внесли в ЕГРЮЛ — реорганизация завершена. Представитель реорганизованной компании может получить лист записи ЕГРЮЛ и устав с отметкой ФНС на шестой день после того, как подал комплект документов в налоговую для завершения реорганизации.

Что делать, если партнер реорганизуется

Представим, что дела с партнером идут неплохо: договор исполняется, поставки налажены, сотрудничество прибыльное. В такой ситуации новость о том, что контрагент планирует реорганизацию, может стать полной неожиданностью. Что делать дальше: искать другого партнера или заключать новый договор с нынешним? Вот несколько советов от эксперта Фокуса, как выстроить сотрудничество с компанией в процессе реорганизации и избежать неприятных последствий для бизнеса.

1. Проверьте договор с контрагентом. Если партнер находится в процессе слияния, нужно проверить, как прежнее соглашение регулирует этот вопрос. Обычно новое юрлицо должно исполнить все обязательства предыдущей фирмы в порядке правопреемства. Но чтобы закрепить это, вы можете заключить соглашение о замене сторон в договоре.

2. Посмотрите копию передаточного акта, если контрагент проводит реорганизацию в форме разделения. Документ поможет понять, кто из правопреемников будет исполнять обязательства по договору. Если такой информации в передаточном акте нет, вы вправе потребовать выполнения обязательств от любого из правопреемников. Кроме того, можно составить соглашение о замене сторон. Этот совет также пригодится при выделении.

3. Убедитесь в добросовестности правопреемника, к которому присоединяется ваш контрагент. Проще и быстрее всего это можно сделать в Контур.Фокусе. Если у правопреемника есть признаки технической компании, стоит попросить о досрочном расчете. После присоединения задолженность вернуть уже не получится. Помните, что именно эту форму реорганизации используют технические компании при «альтернативной ликвидации».

Как узнать о реорганизации компании в Контур.Фокусе

Если фирма находится в процессе реорганизации, информацию об этом вы увидите в карточке компании. Фокус покажет форму реорганизации, дату записи и участников процесса. На сводке данные отобразятся в блоках «Участие в реорганизации», «Документы на внесение сведений из ЕГРЮЛ», «Записи в ЕГРЮЛ».

В сервисе можно легко отследить ход реорганизации компании. Во вкладке «Записи в ЕГРЮЛ» вы увидите основные даты как завершенной, так и текущей реорганизации. Сервис покажет, когда было принято решение о начале процедуры, когда и куда подавали документы.

Кроме того, Фокус покажет правопреемников и правопредшественников компании. В карточке появятся соответствующие блоки. Вы можете кликнуть на название организации, чтобы сразу перейти в ее карточку в Фокусе.

Если компания прекратила деятельность именно в результате реорганизации, в ее карточке будет отметка об этом.

Реорганизация — довольно распространенный бизнес-процесс. Само по себе участие контрагента в этой процедуре не означает, что у него сложности. Однако в результате процесса организационно-правовая форма компании меняется, прежнее юрлицо перестает существовать. Поэтому о реорганизации партнера стоит знать заранее. Это позволит привести документы в порядок и избежать вопросов по исполнению контракта. Фокус поможет быть в курсе всех изменений в деятельности контрагента.